Главное меню

Семинар в МБОУ "Нарышкинская СОШ"
О роли  краеведения и местных традиций в воспитании Гражданина
В текущем учебном году семинары руководителей школ проводятся почти ежемесячно. Каждый раз приходится восхищаться тем, какие творческие педагогические коллективы трудятся в нашем районе, какие замечательные дети учатся в наших школах. Недавно в Нарышкинской средней школе состоялся районный семинар по теме «Использование краеведческого материала и местных традиций в формировании социально - активной и творческой личности». Сначала - экскурсия по школе, директор школы Михаил Васильевич Чухманов с гордостью показывает оснащенные новой мебелью и компьютерным оборудованием учебные кабинеты, спортивный зал и актовый зал - место, где проводятся школьные праздники, родительские собрания.
Гордостью школы по праву является музей, который получил свой статус “школьного музея” одним из первых в районе. «Хозяйка музея»- учитель истории Ольга Майорова, рассказала о стендах и композициях, начиная с предметов старинного быта и заканчивая стендом об учителях школы. Интересные экспонаты военных лет представлены в витрине музея, многие их них присланы в школу выпускником Станиславом Савцовым.   Изюминка музея - русская изба, на пороге которой нас встретили ученицы Виктория Майорова и Татьяна Турукина. Вика подробно рассказала о том, что находится в крестьянской избе. В музее школы изба оснащена  печкой с ухватами и чугунами, железным утюгом и швейной машинкой, сундуками, застеленными домоткаными половичками и даже ткацким станком. Есть здесь прялка, ступка, веретено, доска для стирки.  На столе, застеленном скатертью, красуется самовар, юные хозяюшки угостили всех чаем. После экскурсии директора школ и представители отдела образования отправились на открытые уроки. Примечательно то, что все семь  уроков были связаны с темой семинара. Учителя продемонстрировали, что любовь к родине и изучение родного края можно осуществлять на любом предмете. Урок литературного чтения в 1 классе провела Татьяна Тучина, урок основы православной культуры в 4 классе - Татьяна Лашманова, географию в 5 классе - Татьяна Крячкова, уроки математики показали Анна Гришина  и Елена Аладкина в 6 и 9 классах,   химию в 10 классе - Надежда Самсонова, литературу в 11 классе -Татьяна Блохина.
Первоклассники изучали стихи и рассказы русских писателей, сами читали стихотворения, состоялась встреча с местной поэтессой - Валентиной Пономаревой, которая прочитала детям свои стихи. С устройством и  видами православных храмов познакомились четвероклассники. На уроке географии ученики пятого класса изучали Евроазию. Учитель заинтересовала детей тем, что Евроазию можно посмотреть за окном школы, к  уроку был  подготовлен буклет, рассказывающий о климате и животном мире района, о его родниках и растениях.  Шестиклассники, решая уравнения, находили год основания села, получили по ответам в свои заданиях фамилию –Левочкин,  и поговорили о Герое- земляке. На математике в 9 классе дети отправились на экскурсию по Дивеевскому монастырю, решая попутно сложные геометрические задачи. Трудно было представить, как связать сложный урок по химии «Амины. Анилин» с краеведческим материалом, но ведь известно, что витамины входят в группу «Амины» и содержатся в овощах и фруктах, растущих в нашей местности. Сразу ученики рассказывают, какие витамины находятся в том или ином овоще и фрукте, для чего они необходимы. Анилиновые краски использовали и используют полх- майданские мастерицы.  Десятиклассники прослушали сообщение одноклассницы о кустарном производстве, которое дает, к сожалению, много отходов. А как создать безотходное производство? Поставлена проблема.  И вот ученики ищут пути ее решения, учитель стимулирует их мыслительную деятельность.
На уроке в 11 классе «Литературный анализ поэтических произведений на примере А.Блока «Россия», С. Есенина «Край родимый» и Л. Сенекиной «Песня о России» старшеклассники делают вывод: стихи  поэтов пронизаны любовью к Родине большой и малой, наиболее близко нашему сердцу стихотворение  Л. Сенекиной о вознесенском крае. 
На одном дыхании прошел классный час «Край ты мой, родимый край». Его провели учителя Мария Клементьева и Татьяна Родионова. Звучит музыка, и Виктория Майорова начинает рассказ о родном крае, о его происхождении. Зачитывается отрывок из книги Василия Логинова «Отчий край», дети декламируют  стихотворения  Валентины Пономаревой «О, Вознесенский край любимый!» и «Нарышкино - старинное село», строки Николая Шемякова из книг «На земле вознесенской» и «Мое Нарышкино».  Идет рассказ о людях, написавших эти произведения. Зачитывались отрывки из сочинений бывших учеников школы о родном крае, стихи учеников, посещающих поэтический кружок. Трогательны воспоминая о Панкове Викторе Павловиче, директоре Нарышкинской школы, учителе физики, которого нет с нами, но он живет в сердцах уже нескольких поколений. Его память почтили минутой молчания. До слез растрогала песня в исполнении Вики Майоровой «Сердце земли моей». Классный час получился насыщенным, трогательным, познавательным.
Состоялся анализ проведенных уроков и классного часа.  Было отмечено, что каждый урок и внеклассное мероприятие - это мастер-класс учителей его проводивших.  И это неслучайно: в школе работают творческие учителя, 60 процентов из них – выпускники школы. Они остались в родном селе, любят его сами и воспитывают любовь к родной земле у своих учеников. Из 26-ти учителей школы 10 имеют высшую квалификационную категорию.
Книги местных авторов используются учителями школы на уроках и классных часах, выставка этих книг - в школьном музее. Ученики школы готовят с их помощью конкурсные работы и занимают призовые места в районных и областных конкурсах. 38 призовых мест у Виктории Майоровой, 28 мест у Юлии Поздышевой, 15-у Майоровой Яны, 13-у Аладкина Дмитрия.
В своем выступлении заместитель директора школы Альбина Поздышева рассказала об огромной работе коллектива школы по нравственному и патриотическому воспитанию. Использование краеведения, как считают в школе,  помогает учащимся стать настоящими гражданами  своей страны.  При этом личные впечатления усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.   М. Пришвин утверждал: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина мною осознанная». И учителя Нарышкинской школы успешно решают задачу воспитания в детях чувства гордости за свой край, свою Родину, за достойных жителей села и района. Их опыт можно распространять не только на районном, но и областном уровне.

 Заместитель заведующего отделом образования  администрации района А.И. Свеклина.

 
 
  

01
02
03
04
07
0809101112
 13 150614 


 Фото представлено Нарышкинской школой.

 
 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

                      

 
  
       
   
       
gus administrator/backups/1.png  001