Система работы школы по духовно-нравственному воспитанию
Когда в начале учебного года с заместителями директоров решался вопрос, на базе какой школы можно провести семинар по обмену опытом работы, Наталья Власова, заместитель директора по воспитательной работе Полх- Майданской школы предложила: «Приезжайте к нам. Есть о чем рассказать, чем поделиться, что показать». Поэтому в январе и состоялся семинар в Полх - Майдане. На него приехали представители всех школ района, ответственные за воспитательную работу, специалисты отдела образования. Во время экскурсии по школе директор Александр Гусев показал кабинеты, оснащенные новой мебелью. В начальной школе заменены все столы на новые парты, есть одноместные, удобные для малышей рабочие места. 11 мультимедийных проекторов и 5 интерактивных досок способствуют применению новых форм обучения в каждом классе. Все учителя пользуются сетью Интернет, разнообразят уроки компьютерными презентациями, применяется дистанционная форма обучения для работы с одаренными детьми. Используется проектный метод обучения, современная мастерская располагает всеми инструментами и станками, необходимыми для полноценного трудового обучения. Гордостью школы является музей, который свой официальный статус получил самым первым в районе. В помещении музея и состоялась первая часть семинара. Наталья Павловна Власова уже два десятка лет руководит организацией воспитательной работы. Она поделилась с участниками семинара особенностями воспитательной системы учреждения. В настоящее время коллектив школы реализует комплексную воспитательную программу «Быть человеком», основная цель которой - воспитание целеустремленной, инициативной, нравственной личности с активной гражданской позицией. Героическое прошлое нашего народа, культурные, духовные ценности земли русской, традиции полх-майданского промысла – то, на чем строится воспитание в школе. Исторические личности князя Дмитрия Донского, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Александра Невского, о жизни которых дети узнают на уроках и внеклассных мероприятиях, являются примерами высокой нравственности для подрастающего поколения. В школе ежегодно проводятся внеклассные мероприятия, направленные на формирование уважения к старшим, воспитывающие милосердие. Для участников семинара учителя русского языка и литературы Елена Львовна и Наталия Геннадьевна Пахуновы провели открытый классный час в 8 - 9 классах, тема которого «Грань между добром и злом – ты». Главное орудие литератора - слово, поэтому беседа учителя с учениками и использование возможностей сети Интернет позволило сделать мероприятие эмоционально насыщенным. Начался классный час притчей, в которой дедушка открывает жизненную истину внуку: «В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один из них представляет зло: зависть, эгоизм, ложь, жестокость, второй - добро: мир, любовь, надежду, верность». На вопрос внука, какой же волк, в конце концов, побеждает, старик, улыбнувшись, ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». Мысль о том, что зло порождает зло и только доброта делает человека человеком, звучала в течение всего классного часа. Тронула песня - причта о добре и зле, а ролик сказки Андерсена «Девочка со спичками» вызвала слезы на глазах присутствующих. После каждого действа на экране шло обсуждение того, как ученики поняли увиденное и услышанное. Дети высказывались о том, почему зачастую люди равнодушны к чужому горю. Затронута была тема взаимоотношений с родителями: маленького ребенка пестуют мама и папа, а в старости родители нуждаются в тепле и ласке своих детей. На классном часе было подчеркнуто, что милосердие – традиционная черта россиян. В 19 веке и начале 20-го огромные средства расходовались на дела милосердия, благотворительность. В то время в России насчитывалось более 3500 тысяч различных благотворительных обществ, попечительств. В годы Великой Отечественной войны голод и лишения не смогли озлобить души людей. Последней крошкой делились с детьми и стариками, тысячи детей, потерявшие родителей, были усыновлены. Обращено внимание детей на высказывание древнегреческого философа Платона: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Детям задан вопрос: а сейчас милосердие актуально? Совместно пришли к выводу: доброта, милосердие, радость и сопереживание создают основу человеческого счастья в любую эпоху - будь то древний мир или современный с интерактивными технологиями. Присутствующий на семинаре настоятель Полх- Майданской церкви отец Александр напомнил детям десять заповедей, главные из которых- Любовь к Богу, к ближнему, к своим родителям. Классный час прошел на одном дыхании: не было равнодушных ни среди детей, ни среди взрослых. Учителя начальных классов Светлана Васильевна Савельева и Светлана Владимировна Шеманихина приготовили со своими учениками театрализованное представление «Рождественская звезда». Здесь и знакомство с одним из основных православных праздников - Рождества Христова, воспроизведение старинных обычаев и традиций, воспитание сострадания, всепрощения, милосердия. Все, как в истории Православия - засияла Рождественская звезда, символизируя миру рождение Спасителя. Волхвы, узнав о событии, явились с дарами. В представлении участвует Елочка, и дети рассказывают, почему она является символом праздника Рождества. В подготовке представления участвовали вместе с детьми и их родители: готовили красочные костюмы, учили стихотворные строчки. Поэтому игра маленьких актеров очень понравилась зрителям. По окончании работы семинара гости поблагодарили администрацию и учителей школы за представленный опыт работы. Наверняка, каждый почерпнул для себя что-то полезное – то, что может применить в своей школе. Заместитель заведующего отделом образования администрации района: Альбина Свеклина Фото Дмитрия Крылова |